Замечали, какие порой странные мысли посещают наши головы? Бывает даже
страшно или стыдно. Кажется - "как мне такое взбрело", но от этого
уже никуда не денешься. Создается впечатление, что голова - огромный механизм,
станок, который способен изготавливать идеи, мысли, распутывать сложнейшие узлы
и находить выход из лабиринтов. Главное следить за ним, вовремя смазывать,
обновлять – не дать застояться мозговой мышце. Пусть работает.
Японская художница Кусама Яеи с детства не была похожа на обычных детей
– виной тому время от времени возникающие галлюцинации. Нельзя точно сказать,
что ощущает ребенок с психическим заболеванием, но однозначно она выделялась в
первую очередь поведением.
Как-то девочка лежала на диване, пережив очередные побои матери,
смотрела слезными глазами на потолок, что был покрыт узором в горошек. Только
стоило отвести взгляд, как все вокруг стало примерять различные цвета. Сама маленькая
Кусама также покрылась непонятным узором. Нахлынуло ощущение полного
растворения. Что-то вроде "вакуума в горошек". Сознание девочки
переживало потоп. В результате пришлось обратиться к психиатру, который и
посоветовал рисовать все, что видится. Такая вот терапия.
В ее работах было что-то сильное, мощное, стремящееся стрелой в грудь
зрителя. Вряд ли такого человека, как Кусама Яеи можно отговорить творить, если
она сама того не пожелает. Художница наносила слои красок на столы, полы,
стены, позже на обнаженных ассистентов.
Любая поверхность, способная перенести
на себе информацию красок становилась объектом для самовыражения японки.
Отличительной чертой таких работ – был симметрический горошек, о котором еще
долго будут говорить.
Кусама Яеи проучилась всего лишь год в школе искусств в Киото (1948
г.), но слухи о талантах и странностях расползаются как черные тени от
стеклянных небоскребов. Личность студентки со странностями не могла не вызывать
интерес.
1957 г. - переезд в Нью-Йорк. Там Кусама Яеи ведет активную жизнь в
сфере искусства. Свою историю психического заболевания никак не скрывает, даже
наоборот – использует для создания публичного имиджа. Стоит признать, держатся
на людях, быть интересной людям у нее выходит чертовски ловко.
В Нью-Йорке Кусама Яеи работала в направлениях минимализма и поп-арта,
но конкретно не на чем не зацикливалась. Главное – саморазвитие. Художница
искала себя, проявляла интерес ко многим жанрам, пробовала и рисковала.
1973 г. – вернулась в Японию из-за плохого самочувствия. Точка нуль.
Никто не вспоминает о "художнице в горошек" или просто стиль приелся,
потерял свою объемность, свою насыщенность для общества. Если тебе удалось
провести удачный прием или захват - маловероятно, что противник поведется на
него еще раз. Так и здесь.
1993 г. - у Кусама Яеи появляется шанс проявить себя на венецианской
биеннале. После этого выставлялась в 1998 и 1999 годах на том же форуме.
Большие ретроспективы прошли в Японии и США.
На теперешний день представительница японского искусства и культуры Кусама Яеи живет в госпитале в
Токио под наблюдением врачей. Ее студия находится рядом с психиатрической
лечебницей, где художница продолжает творить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий